01.11.2023 4296
Исполнительный директор Евразийской академии надлежащих практик Ирина Спичак приняла участие в форуме «Биотехмед-2023». Она выступила на сессии «Кадры как основа науки, технологии и производства».
Кадровый дисбаланс
На сессии обсуждались актуальные кадровые проблемы отрасли и возможные пути их решения. В частности, рассматривались перспективы развития передовых инженерных школ для повышения уровня подготовки кадров, целевые модели взаимодействия учебных учреждений и предприятий, а также современные технологии и новые форматы подготовки специалистов. Модератором выступила зам. генерального директора — директор по персоналу и социальной политике «Уралхим» Александра Глазкова.
Замминистра здравоохранения России Татьяна Семенова начала с того, что для реализации любых планов нужны хорошо подготовленные люди. По ее мнению, ключевая проблема в сфере отраслевых кадров заключается не в дефиците персонала как таковом, а в дисбалансе, который выражается в том, что на определенных рабочих местах не оказываются специалисты с необходимым набором компетенций.
В рамках нацпроекта «Здравоохранение» сейчас реализуется федеральный проект «Медицинские кадры России», призванный ликвидировать кадровый дефицит в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. «Фарма — более специфический сегмент, — отметила Семенова. — С точки зрения регулятора есть задача балансировки, то есть понимания того, сколько специалистов нужно подготовить и куда конкретно они пойдут работать. В этом смысле должен поступать квалифицированный заказ от бизнеса».
Специфика медицинского и фармацевтического образования, по ее словам, заключается в том, что подготовка специалистов занимает довольно продолжительное время. «От того, как и чему мы обучаем их сегодня, зависит, кем они станут через 8—10 лет, подчеркнула представитель Минздрава. — Уже сейчас надо проявлять большую гибкость с точки зрения формирования компетенций будущего. — К примеру, мы никуда не продвинемся без искусственного интеллекта, технологий обработки больших данных, цифровых двойников и других инноваций. Все это оказывает влияние на то, каких специалистов надо обучать сейчас. Мы должны лучше понимать, что нужно отрасли завтра, и быть немного футурологами, чтобы строить образование исходя из будущих потребностей».
Настройка механизмов
Профессор, акад. Ирина Спичак акцентировала внимание на интенсивном росте отечественной фармы: за последние 10 лет появилось 72 новые производственные площадки. Поставлены задачи обеспечения технологического суверенитета и лекарственной безопасности страны, но остро стоит вопрос с кадрами для высокотехнологичных производств.
Спичак рассказала, что при подготовке к недавней GMP-конференции академия решила изучить аналитику и кадровые потребности отрасли, но столкнулась с отсутствием системных данных. Единственным косвенным интегратором информации может выступать HeadHunter, но даже там нет разделения на медицинских и фармацевтических работников — они входят в одну категорию. Зато очень показателен индекс HeadHunter, который рассчитывается как отношение количества резюме к имеющимся вакансиям. Сейчас он составляет 2.0, а при уровне от 1.9 и ниже ситуация оценивается как критическая.
По просьбе академии коллеги из GxP news обратились в профильные министерства и обобщили полученную информацию. Выяснилось, что число выпускников по близким к фармпромышленности специальностям колеблется в пределах 26 тыс. в год. При этом неизвестно, сколько из них трудоустраиваются на фармпредприятия, эта статистика не отслеживается. В то же время за последние пять лет снизилось число школьников, которые для сдачи ЕГЭ выбирают химию и биологию, а потенциально это именно те абитуриенты, которые придут в медицину и фармацевтику. Кроме того, только 44% девятиклассников заявляют о готовности получать высшее образование, при этом не все они в итоге достигают цели.
«Сейчас в России нет полномочного органа, который бы собирал всю информацию по кадровому обеспечению отрасли, потребностям фармпромышленности и возможностям вузов, — подчеркнула Ирина Спичак. — При этом давно назрела необходимость в стратегическом и тактическом планировании, мониторинге текущей ситуации и оценке будущей».
Она отметила, что в процессе подготовки кадров для фармацевтической индустрии принимает участие сразу четыре регулятора: среднее специальное образование находится в зоне ответственности Минпросвещения, высшее — Минздрава и Минобрнауки, а курирует работодателей в лице фармацевтических компаний Минпромторг. В такой ситуации, по ее убеждению, крайне необходимо наладить эффективное межведомственное взаимодействие с участием всех регуляторов.
Также Ирина Спичак обратила внимание коллег на то, что молодому специалисту, который только получил диплом, требуется до года, чтобы адаптироваться на рабочем месте. Это свидетельствует о достаточно серьезном компетентностном разрыве между теоретическим обучением в вузах и практическими навыками, которые ожидает увидеть фармкомпания.
У бизнеса есть свои предложения по оптимизации образовательных программ, и к ним, по мнению Ирины Спичак, стоит прислушиваться. Студенческая практика на фармпроизводстве, как известно, сильно ограничена, но зато есть современные технологии, в том числе симуляционные, которые позволяют восполнить эти пробелы. Кроме того, важно, чтобы дисциплины промышленной направленности были больше представлены в учебных планах. GMP, заводская фармтехнология, вопросы регистрации лекарственных средств и фармаконадзора — всему этому надо обучать не на рабочем месте, а еще на уровне вуза. Не менее важна практическая подготовка и повышение квалификации преподавателей.
В завершение своего выступления Ирина Спичак озвучила еще одну проблему, которая волнует участников рынка. Она касается необходимости разграничить ответственность за подготовку кадров между фармбизнесом, государственными структурами и вузами. На уровне министерств предлагается много интересных механизмов, о которых фармкомпании могут просто не знать, потому что это не их сфера деятельности. Например, далеко не все пользуются целевыми местами в вузах. При этом крупные фармкомпании сами ведут активную профориентационную работу со школьниками, участвуют в формировании образовательных программ, направляют своих экспертов-практиков в качестве преподавателей, создают инфраструктуру для привлечения и удержания кадров. «Но все это не их основная функция, главное для них — это производство лекарств высокого качества, — подчеркнула Ирина Спичак. — Тут и пролегает граница ответственности. Фарма достаточно возмужала, чтобы ставить такие вопросы и ждать системных решений на уровне государства».
Успешный опыт
Руководитель направления инновационной фармацевтики, директор Института трансляционной медицины и биотехнологий Сеченовского университета Вадим Тарасовподдержал мнение о важности практико-ориентированного обучения. «В отличие от производства, мы как R&D центр можем создать условия для практических занятий, также сотрудничаем с ведущими фармкомпаниями, — пояснил он. — Сейчас создаем центр искусственного интеллекта, который будет способствовать инновационному развитию отечественной фармы».
Директор R&D центра «Герофарм» Роман Драй тоже выразил готовность организовывать практики для студентов. «Мы вкладываем большие временные и финансовые ресурсы в обучение молодых сотрудников, — отметил он. — На современном этапе развития у молодого поколения нужно формировать системное фармацевтическое мышление».
Ректор ФГБОУ ВО «КубГМУ» Минздрава России Сергей Алексеенко заверил, что университет имеет гибкие настройки, обладает опытом применения симуляционных технологий и способен подготовить определенное количество специалистов для фарминдустрии, но важно получить от компаний целевой запрос на конкретные компетенции, в которых они заинтересованы.
Президент ГК «Брайт Вэй» Людмила Щербакова рассказала, что компания находится на этапе запуска большого завода, где будет работать около 1,5 тыс. человек. По ее словам, бизнес ждет от молодежи новых знаний и широкого кругозора. При этом она согласна, что нужна организация, которая бы собирала отраслевую статистику и формировала кадровый резерв для отрасли.
Интересным опытом поделился руководитель направления «Генная терапия» Научного центра трансляционной медицины Университета «Сириус» Александр Карабельский. Университет еще молод. Только год назад появилась необходимая инфраструктура, лаборатории, где можно строить образовательные процессы по биологической тематике и разработке лекарственных препаратов. В «Сириусе» применяется модульная система обучения, для преподавания приглашаются практикующие эксперты из фарминдустрии. «Студенты вовлечены в процессы создания новой технологии или лекарства — это элемент изначального целеполагания, — отметил он. — Мы движемся по траектории практико-ориентированности и лекарственной безопасности страны».
Декан факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ Андрей Замятнин рассказал о недавней инициативе ввести новую специальность «Фундаментальная инженерия». Сейчас предложение находится на рассмотрении в Минобрнауки.
А в Санкт-Петербурге на базе Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета Минздрава России создан Центр проектных и исследовательских компетенций для школьников и педагогов. С 1 сентября 2023 года в 58 школах открыты профильные предпрофессиональные естественно-научные, медицинские и курчатовские классы, в которых на углубленном уровне изучается химия. По оценке ректора ФГБОУ ВО «СПХФУ» Минздрава России Игоря Наркевича, это огромный скачок в развитии. «Очень важно сейчас всем представителям отрасли синхронизироваться и масштабировать инновации», — резюмировал он.
В рамках дискуссии прозвучало много перспективных идей, которые могут помочь решению кадровых проблем отрасли.
Форум «Биотехмед-2023» проходил 9—10 октября в Сочи. Мероприятие посетили около тысячи участников из разных регионов России. На сессиях выступили более 100 спикеров. Представители профильных министерств и эксперты отрасли обсудили готовность российской промышленности к обеспечению потребностей системы здравоохранения.
Источник : Ссылка
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"