15.02.2024 5790
Аптечные организации в 2023 году реализовали 129 млн упак. противодиарейных препаратов на сумму 35,8 млрд руб. (в розничных ценах аптек с НДС), следует из данных Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка России DSM Group. В таблетках ежегодное потребление составляет 2,6 млрд штук.
Средневзвешенная цена составила 278 руб. Так как только треть препаратов группы включены в Перечень ЖНВЛП по упаковкам (что соответствует 20% в деньгах), рост цен на эту группу выше инфляционных ожиданий. По сравнению с 2022 годом показатель стоимости увеличился на 6,2%.
Пик спроса на препараты для лечения диареи приходится на летний сезон отпусков, путешествий и дачных поездок. За последние шесть лет наиболее емкими периодами в плане продаж стали август и июль (доли 9,7% и 9,0% в упаковках соответственно). В жаркую погоду количество факторов, которые провоцируют кишечные расстройства и пищевые отравления, возрастает.
В упаковках емкость группы за шесть лет сократилась на треть, отметили аналитики. При этом в денежном эквиваленте продажи наоборот растут. Это происходит в большей мере за счет изменения структуры потребления группы в пользу современных лекарственных препаратов, а также переключения потребителя на упаковку большего размера. Если пересчитать рынок «в таблетках», то падения не будет, а даже в 2023 году данный показатель вырос на 4% относительно 2022 года.
Конкурентная группа представлена по большей мере дженериками: 77 брендов относятся к дженериковым препаратам, а к оригинальным — только четыре бренда. Дженериковые препараты дают 79,8% стоимостных объемов продаж и 90,9% в упаковках, отмечается в исследовании.
В упаковках преимущество сохраняется за отечественными лекарствами для профилактики и лечения диареи — их вес составляет 68,7%. В стоимостном выражении на российские препараты приходится 47,7%. У данной группы в последние три года ярко выражена динамика изменения структуры продаж в пользу отечественных производителей. Данный процесс отмечается и в рублях, и в натуральном выражении, что говорит об изменении потребительского спроса, а не только о росте цен, считают аналитики.
Это видно и по динамике продаж. Если импортные лекарства в 2023 году потеряли в объеме -5% в рублях и -12% в упаковках, то российские лекарства для профилактики и лечения диареи нарастили продажи на 21% и 6% соответственно. И в том числе поэтому в лидерах рейтинга по потреблению в количественном измерении отечественные производители. Шесть из TOP10 компаний — российские.
Первые строчки рейтинга занимают компании «Фармстандарт» и «Отисифарм», которые входят в одну структуру. Портфели компаний не пересекаются, поэтому рынку предлагается довольно разнообразный спектр противодиарейных средств. Но лидером остается «Уголь активированный».
На третьей строчке рейтинга производитель «Обновление» с долей почти 10% от группы. В линейке противодиарейных средств на текущий момент у компании 13 наименований, причем четыре из них продаются только последние два года. Производитель старается выпускать позиции с большим номером упаковки, следуя за потребностями рынка. Так, лидером в портфеле является «Уголь активированный», продающийся по 50 таблеток в упаковке. А расширение предложения для потребителя было за счет позиций с упаковкой № 30 — «Лоперамид Реневал капсулы», «Энтерумин порошок для приготовления суспензии».
Источник : Ссылка
Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"