Врач нового формата: московские терапевты — о своей работе и современных подходах к пациентам


image

17.10.2023 6490

Молодые терапевты столичных поликлиник рассказали mos.ru о том, как в последние годы изменилась их работа и какие возможности для них открыли современные технологии.

Одни из самых востребованных специалистов амбулаторного звена — терапевты. К ним чаще всего обращаются за помощью, они проводят обследование на основе симптомов и при необходимости направляют к узким специалистам. С внедрением нового московского стандарта поликлиник работа столичных терапевтов во многом изменилась. Сегодня им доступны цифровые сервисы, электронные помощники, дистанционное обучение и множество других инструментов и решений.

О том, как сегодня ведется прием пациентов, каким принципам следуют врачи нового поколения и что им дают современные технологии, рассказываем в День участкового терапевта.

Новые возможности в рамках короткого приема

Терапевт диагностического центра № 3 Людмила Великонская мечтала стать врачом с детства. Отучившись в Российском государственном медицинском университете (ныне — Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова), она попала по распределению в терапевтическую службу. И осталась, поняв, что это одно из самых обширных и важных направлений.

Людмила Великонская во время устройства на работу в городскую поликлинику застала медучреждение еще до внедрения нового московского стандарта и смогла оценить все позитивные перемены в амбулаторном сегменте за последнее время. По ее словам, в результате поменялась сама структура работы врачей: они освободились от большинства рутинных дел и смогли сосредоточиться на пациентах.

«Раньше мы и на вызовы ходили, и вели прием в поликлинике. Сейчас служба вызова на дом — это отдельное подразделение. Врач-терапевт работает на месте. Раньше основными нашими пациентами были люди старшего поколения, теперь к нам приходят больше молодых людей. Многие отказываются от добровольного медицинского страхования в пользу ОМС, видя, что в поликлиниках оказывают столь же качественную помощь», — рассказывает терапевт.

Людмила Великонская заведует филиалом № 5 диагностического центра № 3 на улице Верхняя Хохловка. В здании недавно завершился капитальный ремонт. Врач особенно отмечает новое современное оборудование: оно позволяет проводить все необходимые виды диагностики в шаговой доступности, а пациенту не требуется посещать разные медицинские организации.

Необходимые манипуляции врачи успевают провести за один прием. В этом им помогают заранее переданные с помощью чат-бота жалобы на самочувствие. Такой возможностью чаще пользуются молодые пациенты, говорит Людмила Великонская. «Врач сразу понимает, зачем к нему обращаются. При этом мы стараемся не терять клиническое мышление, поэтому обязательно задаем уточняющие вопросы», — добавляет она.

Причиной недомогания могут стать совсем незначительные для неспециалиста детали. Одна из пациенток Людмилы Великонской регулярно обращалась с жалобами на повышенное артериальное давление. Лекарства не помогали, причина не находилась, пока однажды женщина не пришла на прием с банкой соленых огурцов. По ее словам, она съедала такую каждый день. Продукт с большим количеством соли задерживал жидкость и не давал работать препаратам. Когда его убрали из рациона, давление наладилось.

Кроме работы непосредственно с пациентами, Людмила Великонская увлечена исследовательскими проектами. В 2020 году она участвовала в клинических испытаниях вакцины против COVID-19 и намерена продолжать работать над новыми исследованиями.

«Для современного терапевта важно любить свою профессию и своих пациентов, постоянно развиваться и не утопать в рутине», — говорит врач.

Собянин объявил о завершении первого этапа реконструкции московских поликлиникНовые стандарты и цифровизация: достижения столичной системы здравоохранения за 13 летСергей Собянин осмотрел экипировочный центр работников системы здравоохранения Москвы

Медицина вместо бумажной работы

Алексей Евдошенко возглавляет отделение медицинской профилактики диагностического центра № 3. Он определился с профессией еще в шестом классе, когда в школьной программе появились уроки биологии. Будущий врач буквально влюбился в естественные науки и поставил цель поступить в медицинский вуз. Во время учебы он выбрал специализацию «Терапия».

«Сегодня терапевты могут трудиться в удовольствие. У них большой объем работы, но новые технологии и цифровизация позволяют ее упростить. Нам больше не нужно заниматься кучей бумажек — все процессы автоматизированы. Мы используем единую медицинскую информационно-аналитическую систему (ЕМИАС), которая представляет собой огромную базу данных с различными цифровыми помощниками. Врачу остается только наслаждаться работой и приносить пользу пациентам», — говорит терапевт.

По его словам, большинство людей, включая пожилых, сейчас записываются на прием онлайн. Этому учат на курсах в рамках проекта «Московское долголетие», Алексей Евдошенко и сам иногда ведет там занятия.

Электронная запись позволяет выстроить четкий график приема. Благодаря ему и освобождению от бумажной работы врачи стали успевать даже больше, чем раньше. «Интегрированный в систему искусственный интеллект быстро анализирует жалобы пациентов, которые мы заносим в протокол осмотра, и предлагает три наиболее вероятных предварительных диагноза, а также список необходимых исследований. Врач сразу может записать пациента на лабораторные исследования», — объясняет Алексей Евдошенко.

Новая структура работы очень впечатляет врачей из других городов, попадающих в московские поликлиники. Приятно удивленными остаются и пациенты, которые возвращаются в городские медучреждения после многих лет посещения частных клиник.

«Я собираю обратную связь от пациентов. Они ходят по отремонтированному зданию как по музею. Их встречают доброжелательные сотрудники, одетые в красивую форму, которую нам теперь выдают в экипировочном центре», — говорит врач.

Среди главных качеств для терапевта он называет отзывчивость и высокую компетентность. Непрерывным повышением квалификации специалистов сегодня занимается Кадровый центр Департамента здравоохранения Москвы. Он аккумулирует новейшие рекомендации, результаты последних исследований и знакомит медиков с ними на онлайн- и офлайн-курсах.

«После многочасового приема пациентов врач не всегда может найти время самостоятельно во всем разобраться. С таким подходом, как в Кадровом центре, учиться очень удобно», — отмечает Алексей Евдошенко.

Его главный профессиональный интерес — медицинская профилактика. Врачи всего мира сходятся на том, что заболевания проще предотвращать. Поэтому огромное внимание сегодня уделяют диспансеризации.

«Наша цель — вовлечь в заботу о здоровье молодых работающих людей. Не каждый из них доходит до поликлиники, пока хорошо себя чувствует. Мы хотим мотивировать молодежь на регулярные медицинские чекапы», — говорит Алексей Евдошенко.

Три тысячи врачей общей практики прошли обучение в Кадровом центре Департамента здравоохранения МосквыС начала проекта павильоны «Здоровая Москва» посетили 1,35 млн человек — Мэр

Электронные помощники и поддержка коллег

Для терапевта поликлиники № 121 Екатерины Дубровой вопрос выбора профессии тоже был решен еще в детстве. Примером для нее стала тетя, работавшая медсестрой. Она помогала всей семье решать многие медицинские вопросы, и за это ее очень ценили. Проходя практику в реанимации, Екатерина Дуброва увидела, насколько разными могут быть проблемы пациентов, — так ее увлекла терапия.

Одним из главных достижений московской медицины терапевт называет создание электронной медицинской карты. Она помогает быстро находить нужную информацию, не перебирая сотни бумаг. Вся ЕМИАС, по ее мнению, настроена на помощь специалистам, особенно молодым.

«Большим прорывом стало внедрение системы поддержки принятия врачебных решений. Искусственный интеллект стал нашим цифровым ассистентом. Врач может решать самостоятельно, какой поставить диагноз. При этом программа позволит обратить внимание даже на самые незначительные детали», — говорит Екатерина Дуброва.

Цифровизация позволила освободить поликлиники от скопления людей, говорит она. Больше не нужно ранним утром приходить за талоном и ждать своей очереди. Пациенты не идут к врачам за результатами исследований — в любой момент их можно открыть в электронной медкарте.

Благодаря этому в графике приемов появляется больше свободных окон. Время на более сложные случаи тоже можно найти. «Кому-то достаточно небольшой консультации, а кому-то нужно уделить больше времени. Но мы всегда находим баланс и успеваем помочь всем пациентам», — отмечает Екатерина Дуброва.

Доктор участвует в новом проекте по проактивному диспансерному наблюдению пациентов с хроническими заболеваниями. В зависимости от диагноза они должны приходить на прием один-два раза в год. В остальное время пациенты отмечают в электронной медкарте изменения в состоянии здоровья, туда же попадают данные о вызовах скорой помощи и госпитализациях. «Лечащий врач видит всю информацию. И если состояние пациента ухудшается, его приглашают в поликлинику, чтобы скорректировать лечение», — рассказывает Екатерина Дуброва.

Она подчеркивает, что современному врачу важно владеть актуальной профессиональной информацией. Поэтому создание Кадрового центра для медработников доктор называет одним из лучших решений.

«Это очень приятное и комфортное место. Там можно встретить коллег из других поликлиник, обменяться опытом, обсудить сложные и интересные случаи. Лекторы просто замечательные, получаешь огромное удовольствие», — подчеркивает Екатерина Дуброва.

В Москве расширили уникальный проект по улучшению качества жизни людей с хроническими заболеваниямиСергей Собянин: Обучение врачей общей практики поможет повысить эффективность диагностики сердечно-сосудистых заболеванийМосковские медбратья — о работе, призвании и главных качествахСимуляционные центры и практика в ведущих больницах: как учат в медицинских колледжах Москвы

Источник : Ссылка

   

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации