Уроки с заботой: госпитальные педагоги — о занятиях с маленькими пациентами и внеклассной работе


image

19.02.2024 1807

Об особенностях работы в больницах, внеклассных занятиях и самой сильной мотивации — в материале mos.ru.

Забота, внимание, чуткость — эти качества лежат в основе работы госпитальных педагогов — учителей, работающих в городских детских больницах. В такой профессии нужно быть не просто учителем, а чутким наставником и другом, помогающим детям, которые находятся на длительном лечении, не терять мотивацию к учебе и осваивать даже самые сложные науки.

Создать полноценную образовательную среду в детских больницах помогает проект «УчимЗнаем». В начале февраля два педагога — участника проекта стали лауреатами всероссийской премии «Будем жить!». Ее вручает ассоциация онкологических пациентов «Здравствуй» за вклад в борьбу против рака. Награду получили Павел Котлеров, заведующий учебной частью в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, и Кристина Дрига, руководитель программ дополнительного образования проекта.

После объявления результатов корреспондент mos.ru отправился в медцентр, чтобы пообщаться с лауреатами премии. Мы устроились за партой и узнали, как работают госпитальные педагоги, чему они обучают маленьких пациентов и почему не любят ставить плохие оценки.

От школьных уроков до выпускных экзаменов

Павел Котлеров и Кристина Дрига работают в одном из самых необычных зданий Обручевского района. Желтый, оранжевый, зеленый, розовый — на фоне привычных урбанистических построек медцентр имени Дмитрия Рогачева представляется не больницей, а ожившим персонажем детского рисунка. Здание будто стоит на ножках — тонких разноцветных колоннах.

Центр специализируется на лечении тяжелых детских заболеваний и является крупнейшей в Европе клиникой своего профиля. Но для маленьких пациентов это прежде всего второй дом. Многие из них находятся в центре на длительном лечении — от 21 дня. Чтобы дети могли продолжать общаться со сверстниками, получать знания и развиваться, на базе центра в рамках проекта «УчимЗнаем» открылась школа.

От самого входа к ней ведут яркие подсказки — до лифта нас сопровождают детские рисунки, а при выходе на нужном, четвертом этаже расстилается цветная тропинка с оранжевыми следами. Она заканчивается у дверей школы. За ними больница превращается в сказочное пространство с яркими персонажами, кадрами счастливых пациентов в разноцветных рамках и вдохновляющими надписями на стенах. «Мы вместе», «Мы дружим», «Мы побеждаем» — фразы, провожающие детей на уроки, встречающие после обеда и навсегда остающиеся в памяти.

Двери школьных кабинетов тоже колоритные: вместо нумерации на каждой свое название — «Радостная», «Солнечная» и «Занимательная». Занятия проходят в группах до восьми человек, индивидуально и онлайн. Если по состоянию здоровья ребенок не может покинуть палату, то педагог приходит к нему сам или он присоединяется к уроку дистанционно. Это позволяет подстраивать программу под потребности учеников и сочетать учебу с лечением.

Записывают в госпитальную школу ребят по их желанию, но соблюдая все формальности. То есть на время нахождения ребенка в больнице, его зачисляют в московскую школу № 109, чьим специализированным структурным подразделением и является проект «УчимЗнаем». Таким образом дети не пропускают темы, продолжают осваивать программу, получают оценки и даже сдают в больнице единый и основной государственные экзамены.

Учить — значит помогать

Когда ребенок оказывается в больнице, к нему приходит куратор из школы. Он помогает составлять расписание юных пациентов в соответствии с их возможностями, графиком процедур и интересами. Сегодня в школе в центре имени Дмитрия Рогачева обучаются около 400 детей. Им помогают получать знания 66 госпитальных педагогов, часть которых также проводит уроки в других больницах.

«Наши дети обучаются по той же программе, что и ученики обычных столичных школ. Мы следуем образовательным стандартам и преподаем все базовые дисциплины. Отличие здесь только в подходе и в том, что нам нужно совмещать уроки с графиком лечения. Поэтому расписание занятий мы обновляем еженедельно, адаптируя его под каждого ребенка», — рассказывает Павел Котлеров.

Он преподает в центре имени Дмитрия Рогачева русский язык и литературу. Каждый урок педагог начинает с беседы, узнает, как ребята себя чувствуют, какое у них настроение и как проходит их день. В ходе беседы дети отвлекаются от больничных забот и настраиваются на учебу. А еще здесь очень важна рефлексия, считает преподаватель. Он старается разговаривать с детьми об их успехах и прогрессе.

«Важно учитывать, что дети проходят лечение. Процедуры и лекарства могут влиять на их психоэмоциональное состояние, когнитивные навыки и память. Поэтому сначала я всегда обсуждаю с ребенком его работу. Если у него что-то не получается, вместе решаем, как он может это исправить и какие знания ему стоит подтянуть», — добавляет собеседник mos.ru.

В госпитальной школе дети пишут контрольные и проверочные работы, сдают экзамены. К ним ребята готовятся на уроках и дополнительных занятиях. Единый и основной государственные экзамены проводят прямо в больнице, в учебных кабинетах, и при необходимости в палате. В этом деле, уверен Павел Котлеров, как и на всем пути в больнице, ребятам очень важна поддержка преподавателей.

Павел Котлеров работает учителем и госпитальным педагогом уже восемь лет. Он начал карьерный путь в центре имени Дмитрия Рогачева и сегодня уверен, что именно здесь нашел свое призвание.

«Когда ребенок оказывается в больнице, его мир делится на черное и белое. Белое остается в прошлом, а черное, ему кажется, в этот момент вокруг него. Наша задача — дать ему остальные краски и помочь раскрасить этот мир», — подчеркивает педагог.

Оживить Муху-цокотуху и освоить гольф

Наполнить будни маленьких пациентов позитивными эмоциями помогают занятия по программам дополнительного образования. В госпитальной школе «УчимЗнаем» проводят занятия по шахматам, робототехнике, музыке и театральному мастерству, а еще ребята осваивают гольф, учатся играть на укулеле, делать фигурки из керамики и даже снимать мультфильмы.

«Приходя в школу, дети могут выбрать для себя занятие по интересу. Кто-то, например, до лечения в больнице ходил в музыкальную школу и ему бы хотелось продолжить занятия. Тогда он выбирает игру на укулеле. Нередко дети открывают для себя то, что раньше даже не пробовали. Например, играют в гольф, озвучивают персонажей, пишут сценарии, проводят мероприятия. На занятиях по программе “Искусство театра” ребята работают над сценической речью, участвуют в конкурсах чтецов и становятся лауреатами», — рассказывает Кристина Дрига.

В школе есть свой медиацентр, в котором проходят занятия радиотеатра, а в холле расположилась настоящая съемочная площадка с декорациями, сделанными учениками. Сегодня тут идут съемки мультфильма «Муха-цокотуха».

На пластилиновую героиню направляют свет и камеру. Запись ведут на планшет, закрепленный на штативе. Муху передвигают, снимая ее путь покадрово. Так получается мультфильм. Затем ребята переходят в радиостудию, где озвучивают персонажей. Для этого в кабинете стоят большие микрофоны со звукоизоляцией. Следующий этап — монтаж. Все это дети делают сами, а готовый мультфильм презентуют на школьных праздниках и даже отправляют на конкурсы.

«Самое важное на занятиях по программам дополнительного образования — заинтересовать ребят, отвлечь их от проблем и подарить возможность продолжать жить той жизнью, которая была у них до лечения в больнице. И сделать это можно не только увлекая их внеурочными мероприятиями, но и обсуждая с ними то, что им интересно, что их волнует. Именно это, на мой взгляд, самое важное в нашей профессии: к работе — с творчеством, к детям — с любовью. И если школьный учитель — это наставник, то госпитальный педагог — это друг», — отмечает Кристина Дрига.

В профессии она уже более 15 лет. Педагог не представляет рабочие будни без маленьких пациентов и начинает каждое занятие с улыбки. Дети отвечают взаимностью и стараются не пропускать творческие встречи. Так, занятия по театральному искусству с удовольствием посещает Матвей Коробцев, пациент центра имени Дмитрия Рогачева. В свои 13 лет он хорошо разбирается в анимации, умело выставляет свет и точно знает, как расположить героя в кадре.

«Мне очень нравятся внеклассные занятия. Ты не сидишь в палате рядом с капельницей, а приходишь туда, где тебе рады, где можешь узнать новое и найти друзей. Благодаря атмосфере и преподавателям для меня этот центр стал вторым домом», — рассказывает Матвей Коробцев.

Проект «УчимЗнаем» работает с 2014 года. Его цель — создание полноценной образовательной среды в детских больницах для ребят, которые находятся на длительном лечении и не могут обучаться в обычных школах. Сегодня проект работает в центре имени Дмитрия Рогачева и на площадках еще восьми медицинских учреждений столицы.

Москва завершила полное обновление реанимаций в детских больницахСобянин: Москва реализует крупнейшую программу модернизации здравоохраненияФлагманские центры, обновленные поликлиники и передовое оборудование: главные цифры столичного здравоохранения в 2023 году

Источник : Ссылка

   

Для размещения Вашей информации на портале воспользуйтесь системой "Public MEDARGO"

Публикации